dc.contributor.author |
Есин, Ю. Н. |
|
dc.date.accessioned |
2015-02-19T12:35:09Z |
|
dc.date.available |
2015-02-19T12:35:09Z |
|
dc.date.issued |
2010 |
|
dc.identifier.citation |
Есин Ю. Н. Изображения «богини-матери» в окуневском искусстве Минусинской котловины // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2010. Т. 9. Вып. 3. С. 111-122. - ISSN 1818-7919. |
ru_RU |
dc.identifier.issn |
1818-7919 |
|
dc.identifier.uri |
https://lib.nsu.ru/xmlui/handle/nsu/6625 |
|
dc.description.abstract |
Extension and exactness of original sources defined the urgency of holding the new research of the image type – the figure of woman full face with her knees bent and the legs parted. The history of researching this image was examined: different approaches to the cultural historical attribution, semantics and pragmatics. The object area include stone stele, rocks, ritual ceramics vessel. As a result of the semiotic analysis there was a system of figurative elements exposed, used in a structure of these images. In addition their belonging to Okunev culture was grounded. The images are divided into two stylistic and chronological groups: early Okunev and classical Okunev. The pregnancy indications and presence some zoomorphic elements allow to consider them as a mythological personage of Goddess-Mather type, which are known in different ethnic cultures. Compositions of Okunev Goddess were analysed. As a conclusion it was decided that the images of this personage were timed to the calendar ceremony, related with fertility subject. |
en_EN |
dc.description.abstract |
Расширение и уточнение источниковой базы определило актуальность проведения нового исследования одного из типов изображений окуневского искусства Минусинской котловины – фигуры женщины анфас с согнутыми в коленях и разведенными в стороны ногами. Рассмотрены различные подходы к определению культурно-хронологической принадлежности, семантики и прагматики этого образа. Определен круг объектов, на которых представлены такие изображения: каменные стелы, скальные обнажения, ритуальный керамический сосуд. В результате структурно-семиотического анализа выявлен набор изобразительных элементов, используемых в таких изображениях. Дополнительно обоснована их принадлежность к окуневской культуре. Изображения разделены на две стилистические и хронологические группы: раннеокуневскую и классическую. Признаки беременности и наличие у некоторых фигур зооморфных элементов позволяет отнести их к числу мифологических персонажей типа богини-матери, известных в культуре многих народов. Проанализированы композиции с участием окуневской богини. Сделан вывод, что изображения этого персонажа были приурочены к определенному календарному обряду, связанному с темой плодородия. |
ru_RU |
dc.description.sponsorship |
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект No 07–01–63507a/T) и Совета по грантам Президента РФ (МК–1015.2007.6). |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.publisher |
Новосибирский государственный университет |
ru_RU |
dc.subject |
Минусинская котловина |
ru_RU |
dc.subject |
эпоха ранней бронзы |
ru_RU |
dc.subject |
окуневская культура |
ru_RU |
dc.subject |
петроглифы |
ru_RU |
dc.subject |
стела |
ru_RU |
dc.subject |
керамика |
ru_RU |
dc.subject |
богиня-мать |
ru_RU |
dc.subject |
структурно-семиотический анализ |
ru_RU |
dc.title |
Изображения «богини-матери» в окуневском искусстве Минусинской котловины |
ru_RU |
dc.title.alternative |
The images of «goddess-mother» in Okunev art of Minusinsk hollow |
en_EN |
dc.type |
Article |
ru_RU |