DSpace Repository

Изображения «богини-матери» в окуневском искусстве Минусинской котловины

Show simple item record

dc.contributor.author Есин, Ю. Н.
dc.date.accessioned 2015-02-19T12:35:09Z
dc.date.available 2015-02-19T12:35:09Z
dc.date.issued 2010
dc.identifier.citation Есин Ю. Н. Изображения «богини-матери» в окуневском искусстве Минусинской котловины // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2010. Т. 9. Вып. 3. С. 111-122. - ISSN 1818-7919. ru_RU
dc.identifier.issn 1818-7919
dc.identifier.uri https://lib.nsu.ru/xmlui/handle/nsu/6625
dc.description.abstract Extension and exactness of original sources defined the urgency of holding the new research of the image type – the figure of woman full face with her knees bent and the legs parted. The history of researching this image was examined: different approaches to the cultural historical attribution, semantics and pragmatics. The object area include stone stele, rocks, ritual ceramics vessel. As a result of the semiotic analysis there was a system of figurative elements exposed, used in a structure of these images. In addition their belonging to Okunev culture was grounded. The images are divided into two stylistic and chronological groups: early Okunev and classical Okunev. The pregnancy indications and presence some zoomorphic elements allow to consider them as a mythological personage of Goddess-Mather type, which are known in different ethnic cultures. Compositions of Okunev Goddess were analysed. As a conclusion it was decided that the images of this personage were timed to the calendar ceremony, related with fertility subject. en_EN
dc.description.abstract Расширение и уточнение источниковой базы определило актуальность проведения нового исследования одного из типов изображений окуневского искусства Минусинской котловины – фигуры женщины анфас с согнутыми в коленях и разведенными в стороны ногами. Рассмотрены различные подходы к определению культурно-хронологической принадлежности, семантики и прагматики этого образа. Определен круг объектов, на которых представлены такие изображения: каменные стелы, скальные обнажения, ритуальный керамический сосуд. В результате структурно-семиотического анализа выявлен набор изобразительных элементов, используемых в таких изображениях. Дополнительно обоснована их принадлежность к окуневской культуре. Изображения разделены на две стилистические и хронологические группы: раннеокуневскую и классическую. Признаки беременности и наличие у некоторых фигур зооморфных элементов позволяет отнести их к числу мифологических персонажей типа богини-матери, известных в культуре многих народов. Проанализированы композиции с участием окуневской богини. Сделан вывод, что изображения этого персонажа были приурочены к определенному календарному обряду, связанному с темой плодородия. ru_RU
dc.description.sponsorship Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект No 07–01–63507a/T) и Совета по грантам Президента РФ (МК–1015.2007.6). ru_RU
dc.language.iso ru ru_RU
dc.publisher Новосибирский государственный университет ru_RU
dc.subject Минусинская котловина ru_RU
dc.subject эпоха ранней бронзы ru_RU
dc.subject окуневская культура ru_RU
dc.subject петроглифы ru_RU
dc.subject стела ru_RU
dc.subject керамика ru_RU
dc.subject богиня-мать ru_RU
dc.subject структурно-семиотический анализ ru_RU
dc.title Изображения «богини-матери» в окуневском искусстве Минусинской котловины ru_RU
dc.title.alternative The images of «goddess-mother» in Okunev art of Minusinsk hollow en_EN
dc.type Article ru_RU


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Advanced Search

Browse

My Account