The paper tries to present some Parmenides’ arguments from 28 В 6; 8 DK as a coherent proof that plurality and differences cannot be thought by the «correct» intellection. The tacit premises of this proof are not flatly absurd, for even nowadays they have very sophisticated proponents and opponents. Among those tacit premises are Leibniz's Law and the assumption that each plurality composes a whole.
В настоящей статье предпринята попытка представить некоторые из аргументов Парменида в 28 В 6; 8 DK в виде успешного доказательства того, что допущение множественности в сущем как в том, что мыслится «правильным» мышлением, ведет к противоречию. Мы показываем, что неявно используемые Парменидом посылки, которыми задается «правильное» мышление, не могут быть отброшены как очевидно абсурдные, поскольку они до сих пор имеют как изощренных противников, так и не менее изощренных сторонников. Важными посылками рассматриваемого доказательства являются закон Лейбница и допущение, что любое «многое» составляет нечто целое.