Электронный архив НГУ

Лычагин М. В. Финансовая экономика: Курс лекций для магистрантов: —учеб. Пососбие для вузов.

Показать сокращенную информацию

dc.contributor.author Лычагин (Lychagin), М.В. (M.V.)
dc.contributor.author Мкртчян, Г.М., отв.ред.
dc.date.accessioned 2022-10-24T13:45:34Z
dc.date.available 2022-10-24T13:45:34Z
dc.date.issued 2005
dc.identifier.isbn 5-7692-0648-9
dc.identifier.uri https://lib.nsu.ru/xmlui/handle/nsu/21153
dc.description Предлагаемый курс лекций разработан в соответствии с програм-мой дисциплины “Финансовая экономика” для подготовки магистров по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” государственных образовательных стандартов высшего профессио-нального образования второго поколения. Цель учебной дисциплины “Финансовая экономика” для маги-странтов — ознакомить с предпосылками формирования и современ-ным состоянием совокупности теоретических и прикладных знаний по финансовой экономике в соответствии с представлениями об этой обла-сти, которые сложились в мировом экономическом сообществе в по-следние три десятилетия. Особое внимание уделено вопросам финансо-вых инноваций. Эта цель реализуется путем решения следующих задач: 1. Дать систематизированное представление о финансовой эконо-мике, исходя из принятой в мировом экономическом сообществе клас-сификации экономических знаний (см. “Журнал экономической литера-туры” — The Journal of Economic Literature — JEL), значимости и инно-вационности отдельных разделов знаний, тем и отдельных понятий на основе анализа потоков публикаций и статистических данных наибо-лее авторитетных мировых изданий и баз данных. 2. Более глубоко рассмотреть те направления финансовой эконо-мики, которые сформировались в последнее десятилетие XX в. (экзоти-ческие опционы, кредитные, страховые и реальные деривативы и др.) и которые еще слабо освещены в литературе на русском языке. Предлагаемый печатный вариант лекционного курса написан в со-ответствии с авторской программой учебной дисциплины “Финансовая экономика”, основные разделы которой и соответствующая сетка часов представлены в табл. 0.1. При сопоставлении программы курса и опуб-ликованного курса лекций следует принять во внимание следующее. 1. Речь идет именно о “лекциях” — устных выступлениях препода-вателя вуза перед аудиторией один раз в неделю. Поэтому возникает необходимость подводить итоги и включать элементы, связующие уже пройденный материал и то, что подлежит изучению. 2. “Аудитория” с точки зрения контингента слушателей является достаточно подготовленной, то есть по знаниям и навыкам отвечает требованиям стандартов высшего профессионального образования в России, которые предъявляются к бакалаврам и специалистам по направ- лению “Экономика”. С точки зрения технического обеспечения предполагается, что лектор использует записи на доске очень редко, поскольку основной иллюстративный материала (таблицы, схемы, формулы и т. д.). 3. Во время лекций все слушатели имеют на руках все тексты лек-ций или, как минимум, все таблицы, рисунки и определения понятий (текст в рамках), и могут делать на них пометки. Таким образом, слуша-тели в состоянии воспринять предложенный темп лекций, так как не тратят время на записывание данных, формул, определений и проч., а сосредоточены на усвоении материала. 4. Реальная продолжительность одного академического часа со-ставляет 40 мин (5 минут — время на смену слайдов, на повтор некото-рых положений и т. п.). 5. На лекции выносится часть материала, включенного в програм-му учебной дисциплины. Оставшаяся часть разбирается на семинар-ских и практических занятиях и изучается слушателями самостоятель-но на основе предложенной литературы, страниц в Интернете, статистики, компьютерных программ. 6. По условиям копирайта некоторые учебные материалы лектор вправе донести до слушателей в устной речи, продемонстрировать на доске или экране, включить в программу, но не вправе включить в курс лекций или учебное пособие, предназначенное для тиражирования, или разместить на своей странице в Интернете. 7. Есть очевидные финансовые ограничения на возможность пуб-ликации любого курса лекций, в том числе и предлагаемого. С учетом сказанного, правильнее говорить о развернутом конспек-те курса лекций, или сжатом изложении лекционного курса. ru_RU
dc.description.abstract Соавторы отдельных разделов: А.А. Бекарев, к.э.н., 1.5 (с. 111–132), 6.2 (с. 214–242), А.А. Бекарева, к.э.н., 8.1 (с. 308–317), Е. Дядина, 8.2 (с. 317–327), М.А. Канева, к.э.н., раздел 3 (с. 165–187), И.В. Кудин, к.э.н., 7.2 (с. 281–297), А.М. Лычагин, к.э.н., 1.4 (с. 97–111), В. Михайлов, 8.3 (с. 327–340), С.Ф. Молодина, к.и.н., 1.2 (с. 42–70), Д.О. Потапенко, к.э.н., 7.2 (с. 281–297), Н.А. Сальникова, 6.3 и 6.4 (с. 243–268). Предлагаемый курс лекций разработан в соответствии с программой дисциплины “Финансовая экономика” для подготовки магистров по цикулу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения. Курс лекций знакомит с предпосылками формирования и современным состоянием совокупности теоретических и прикладных знааний по финансовой экономике в соотвествии с представлениями об эой области, которые сложились в мировом экономическом сообществе в последние три десятилетия. Особое внимание уделено вопросам финансовых инноваций, которые анализируются в широком контексте исторического развития и взаимного влияния финансов, экономики и культуры. Сделан акцент на те направления финансовой экономики, которые сформировались в последние десятилетие XX в. (экзотические опционы, кредитные, страховые и реальные деривативы и др.) и которые еще слабо освещены в литературе на русском языке. Качественный анализ органично связан с математическими моделями статистикой из авторитетных источников информации. Затронуты и дидактические аспекты эффективного усвоения предложенного материала. Основной целевой аудиторией данного пособия явяляются магистры, обучающиеся по направлению «Экономика», однако, как показал опыт, мтериал ряда тем вполне доступен и интересен для студентов экономических специальностей вузов и специалистов-практиков. The proposed course of lectures was developed in accordance with the program of the discipline “Financial Economics” for the preparation of masters in the cycle “General humanitarian and socio-economic disciplines” of the state educational standards of higher professional education of the second generation. The course of lectures introduces the prerequisites for the formation and the current state of the body of theoretical and applied knowledge in the financial economy in accordance with the ideas about this area that have developed in the world economic community over the past three decades. The book ebraces the issues of financial innovations, which are analyzed in the broad context of historical development and the mutual influence of finance, economy and culture. Emphasis is placed on those areas of the financial economy that were formed in the last decade of the 20th century (exotic options, credit, insurance and real derivatives, etc.) and which are still poorly covered in the literature in Russian. There is combination of qualitative analysis, mathematical models and statistics from authoritative sources of information. The book takes includes the didactic aspects of the effective learning of the proposed material. The main target audience of this manual are masters studying in the direction of "Economics", however, as experience has shown, the material on a number of topics is quite accessible and interesting for undergraduate students of economic specialties of universities and practitioners. ru_RU
dc.description.sponsorship Курс лекций подготовлен при содействии НФПК (Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах” Инновационного проекта развития образования). Новосибирский государственный университет, ЭФ ru_RU
dc.language.iso ru ru_RU
dc.publisher Новосибирск: Издательство СО РАН ru_RU
dc.subject Финансы, экономика, финансовые инновации, обучение ru_RU
dc.title Лычагин М. В. Финансовая экономика: Курс лекций для магистрантов: —учеб. Пососбие для вузов. ru_RU
dc.title.alternative Lychagin M. V. Financial Economics: A course of lectures for masters: Allowance for universities. ru_RU
dc.type Book ru_RU


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию