Аннотации:
Учебник состоит из пяти глав. В главе 1 рассмотрена система ИУМ с позиции ее основных элементов, сложность изучения дисциплины, возможности повышения эффективности изучения на основе использования достижений когнитивной психологии, дано описание ряда способов активизации обучения и обоснована конструкция книги.
В главе 2 раскрыты первые шаги управленческой мысли в цивилизациях древности (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай, Греция, Рим).
В главе 3 представлено развитие управленческой мысли в V–XIX вв. (Византия, страны ислама, Китай, Япония, страны Западной Европы). В период средневековья появился ряд ярких личностей и значимых произведений, которые стимулировали дальнейшее развитие мировой управленческой мысли (свод законов «Тайхорё», Фома Аквинский, Лука Пачоли, Леонардо да Винчи, Никколо Макиавелли и др.). Здесь же освещены первые шаги отечественной управленческой мысли.
В главе 4 рассмотрены особенности социально-экономического развития в XIX в., которые явились предпосылкой превращения менеджмента в науку с рядом школ (пять базовых школ в теории управления (научный и административный менеджмент, школа человеческих отношений). Отдельно прослежено влияние на управление трудов социалистов-утопистов, основателей марксизма и их последователей на управленческие нововведения в нашей стране в первые десятилетия советской власти.
В главе 5 сделан переход к теориям и методам управления второй половины XX в. — начала XXI в. (управление качеством, исследование операций, системная динамика, машинная имитация, обучающиеся организации, управление знаниями). Отечественные достижения XX в. детализированы с трех взаимосвязанных сторон: появления и развития отечественной экономико-математической школы, моделирования и управления предприятиями, разработки и применения деловых и управленческих игр.
Учебник для бакалавров, обучающихся по направлению 38.03.02 Менеджмент. Но он может быть полезен и для других лиц, изучающих менеджмент.