Рассматриваются понятие модернизации и ее стадии, предложенные Центром исследования модернизации Китайской Академии наук под руководством профессора Хэ Чуаньци и впоследствии адаптированные к российским реалиям Институтом философии РАН под руководством Н. И. Лапина, а также уровень и неоднородность модернизированности регионов России. Авторы объясняют наличие связи между уровнем развития вторичной модернизации и такой характеристикой человеческого капитала населения, как креативность, предлагают определение субъекта вторичной модернизации, представляющего собой креативный класс, и обоснование применимо сти индекса креативности для уточнения параметров вторичной модернизации. Отмечается важность регионального контекста исследования процесса модернизации в России, с учетом исторически сложившейся асимметрии размещения на ее пространстве природных, социально-экономических и культурных факторов.
The article deals with the concept of modernization and its stages, proposed by the Center for the Modernization of the Chinese Academy of Sciences under the guidance of Professor He Chuanqi and subsequently adapted to the Russian realities by the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences under the leadership of Nicolay Lapin, as well as the level and heterogeneity of the modernization of the Russian regions. The authors explain the connection between the level of development of secondary modernization and such a characteristic of human capital of the population as creativity, suggest the definition of the secondary modernization subject, representing creative class, and the rationale for the applicability of the creativity index to refine the parameters of the secondary modernization. The importance of the regional context for studying the modernization process in Russia is noted taking into account the historically established asymmetry of the placement of natural, socio-economic and cultural factors.