Кризис компании не является просто ее состоянием, но процессом, разворачивающимся во времени. Как в теории, так и в практике обычно исследуются разнообразные показатели состояния и динамики бизнеса компании. Авторы предлагают посмотреть на развитие кризиса предприятия с позиций влияния изменения внешней среды на структуру капитала и движение финансовых и фондовых потоков. Изменение состояния внешней среды компании представляет изменение конфигурации ее контрагентов – поставщиков и покупателей, условий взаимодействия со старыми контрагентами, условий доступа к кредитам и т.п. Предлагается концепция управления финансовым кризисом отдельной компании, базирующейся на взаимосвязи между изменением внешней среды и последовательностью способов реакции компании на ее изменения. В ее основе лежит имитационная модель, реализованная для компании, производящей товары народного потребления в условиях структурного падения спроса. Предлагаемый подход и концепция развития кризиса компании является развитием теории антикризисного управления. Благодаря углубленному и структурированному анализу проявлений кризиса, они позволяют выстроить последовательность способов преодоления кризиса. Практическое значение предлагаемой концепции заключается в повышении эффективности антикризисного управления путем выявления связи между изменением конфигурации внешней среды, с одной стороны, и изменением структуры капитала и движением денежных и фондовых потоков, с другой. Это позволяет перевести неуправляемый кризис в планирование кризисного развития компании с последующим его преодолением
The company crisis is not just its state, but a process that unfolds over time. Both in theory and in practice various indicators of the state and dynamics of the company's business are usually studied. In the article we offer a look at the development of the company crisis from the viewpoint of influence of environmental changes on the capital structure and movement of capital stock an financial flows. By changing of the state of the company’s environment we mean here a change of the configuration of its contractors – suppliers and buyers, of the terms of engagement with its older counterparts, of the conditions of its access to credit, etc. In the article we suggest the concept of management of the financial crisis of individual company based on the relationship between the change in the external environment and sequence of the company’s responses to these changes. It is based on a simulation model implemented for a company producing consumer goods in the conditions of structural decline in demand. The proposed approach and the concept of the company's crisis development is the development of the theory of crisis management. Through in-depth and structured analysis of manifestations of the crisis, they can build a sequence of methods of crisis overcoming. Practical value of the proposed concept is to increase the effectiveness of crisis management by identifying the relationship between the changes in the configuration of the environment on the one hand, and changes in capital structure and cash flow and capital flows, on the other. It allows translating unmanaged crisis into planning of crisis development of the company with further its overcoming.