Электронный архив НГУ

Теоретико-модельные методы порождения знаний о предпочтениях абонентов мобильных сетей

Показать сокращенную информацию

dc.contributor.author Долгушева, Екатерина Владимировна ru_RU
dc.contributor.author Пальчунов, Дмитрий Евгеньевич ru_RU
dc.contributor.author Dolgusheva, Ekaterina Vladimirovna en
dc.contributor.author Palchunov, Dmitry Evgenievich en
dc.creator Институт математики им. С.Л. Соболева СО РАН ru_RU
dc.creator Новосибирский государственный университет ru_RU
dc.creator Sobolev Institute of Mathematics of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences en
dc.creator Novosibirsk State University en
dc.date.accessioned 2017-01-20T09:00:43Z
dc.date.available 2017-01-20T09:00:43Z
dc.date.issued 2016-06
dc.identifier.citation Долгушева Е. В., Пальчунов Д. Е. Теоретико-модельные методы порождения знаний о предпочтениях абонентов мобильных сетей // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Информационные технологии. 2016. Т. 14, № 2. С. 5–16. ru_RU
dc.identifier.citation Dolgusheva E. V., Palchunov D. E. Model-theoretic methods of generation of knowledge about mobile subscribers’ preferences // Vestnik NSU Series: Information Technologies. - 2016. - Volume 14, Issue No 2. - P. 5-16. - ISSN 1818-7900. (in Russian). en
dc.identifier.issn 1818-7900
dc.identifier.uri https://lib.nsu.ru/xmlui/handle/nsu/11534
dc.description.abstract Статья посвящена разработке методов порождения знаний о том, какие виды тарифов и услуг мобильного оператора могут быть полезными для данного абонента мобильной сети. Порождение знаний производится на основе анализа множества прецедентов – деперсонифицированных профилей абонентов данной мобильной сети. Разрабатываемые методы основаны на теоретико-модельном подходе к формализации предметной области и на методологии анализа формальных понятий. На основе интеграции знаний, извлечённых из профилей абонентов, используя описания услуг и тарифов, строится онтологическая модель данной предметной области. Для порождения знаний о тарифах и услугах, которые могут представлять интерес для данного абонента, используются анализ формальных понятий и алгоритмы поиска ассоциативных правил. ru_RU
dc.description.abstract The article is devoted to methods of generation of knowledge about types of tariffs and services of mobile operator that might be useful for а given mobile network subscriber. We provide knowledge generation on the base of analysis of the set of precedents – impersonal mobile network subscriber profiles. These methods are based on the model-theoretic approach to domain formalization and on Formal Concept Analysis. The Ontological Model of the domain is constructed on the base of integration of knowledge extracted from users’ profiles and descriptions of existing tariffs and services. Formal concept analysis and association rules mining are using for generation of knowledge about tariffs and services that might be interesting for mobile network subscribers. en
dc.language.iso ru ru_RU
dc.publisher Новосибирский государственный университет ru_RU
dc.subject мобильные сети ru_RU
dc.subject абоненты мобильных сетей ru_RU
dc.subject онтологическая модель ru_RU
dc.subject порождение знаний ru_RU
dc.subject теоретико-модельные методы ru_RU
dc.subject анализ формальных понятий ru_RU
dc.subject ассоциативные правила ru_RU
dc.subject mobile networks en
dc.subject subscribers of mobile networks en
dc.subject ontology model en
dc.subject generation of knowledge en
dc.subject model-theoretic methods en
dc.subject formal concept analysis en
dc.subject association rules en
dc.title Теоретико-модельные методы порождения знаний о предпочтениях абонентов мобильных сетей ru_RU
dc.title.alternative Model-theoretic methods of generation of knowledge about mobile subscribers’ preferences en
dc.type Article ru_RU
dc.description.reference 1. Palchunov D. Lattices of Relatively Axiomatizable Classes. // ICFCA 2007. 2007. Vol. LNAI 4390. P. 221–239. 2. Пальчунов Д. Е. Решение задачи поиска информации на основе онтологий // Бизнес-информатика. 2008. № 1. С. 3–13. 3. Пальчунов Д. Е. Моделирование мышления и формализация рефлексии. II: Онтологии и формализации понятий // Философия науки. 2008. № 2 (37). С. 62–99. 4. Palchunov D. E. Virtual catalog: the ontology-based technology for information retrieval // Knowledge Processing and Data Analysis. LNAI 6581. Berlin; Heidelberg: Springer-Verlag, 2011. P. 164–183. 5. Пальчунов Д. Е., Степанов П. А. Применение теоретико-модельных методов извлечения онтологических знаний в предметной области информационной безопасности // Программная инженерия. 2013. № 11. С. 8–16. 6. Махасоева О. Г., Пальчунов Д. Е. Автоматизированные методы построения атомарной диаграммы модели по тексту естественного языка // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Информационные технологии. 2014. Т. 12, № 2. С. 64–73. 7. Деревянко Д. В., Пальчунов Д. Е. Формальные методы разработки вопросно-ответной системы на естественном языке // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Информационные технологии. 2014. Т. 12, № 3. С. 34–47. 8. Найданов Ч. А., Пальчунов Д. Е., Сазонова П. А. Теоретико-модельные методы интеграции знаний, извлеченных из медицинских документов // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Информационные технологии. 2015. Т. 13, № 3. С. 29–41. 9. Пальчунов Д. Е., Яхъяева Г. Э., Ясинская О. В. Применение теоретико-модельных методов и онтологического моделирования для автоматизации диагностирования заболеваний // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Информационные технологии. 2015. Т. 13, № 3. С. 42–51. 10. Ustundag A., Bal M. Evaluating Market Basket Data with Formal Concept Analysis // Proc. Chaos, Complexity and Leadership, 2012. 11. Han J., Pregibon D., Mannila H., Kumar V., Altman R. B. Emerging scientific applications in data mining // Communications of the ACM – Evolving Data Mining into Solutions for Insights. 2002. Vol. 45, No. 8. P. 54–58. 12. Surendiran R., Rajan K. P., Sathish Kumar M. Study on the Customer targeting using Association Rule Mining. // International Journal on Computer Science and Engineering. 2010. Vol. 2, No. 7. P. 2483–2484. 13. Han J., Pei J., Yin Y. Mining Frequent Patterns without Candidate Generation // Data Mining and Knowledge Discovery. 2004. Vol. 8, No. 1. P. 53–87. 14. Pravin A. P., Aggarwal A. K. Associative Rule Mining of Mobile Data Services Usage for Preference Analysis, Personalization & Promotion // Proc. WSEAS. 2004. 15. Agrawal R., Imieliński T., Swami A. Mining association rules between sets of items in large databases // Proc. ACM SIGMOD International Conference on Management of Data. 1993. P. 207–216. 16. Bosc P., Pivert O., Prade H, On fuzzy association rules based on fuzzy cardinalities // Proc. the 10th IEEE International Conference. 2001. P. 461–464. 17. Chueh H.-E., Lin N. P., Jan N.-Y. Mining Target-oriented Fuzzy Correlation Rules // Proc. International Conference on Advances in Social. 2009. 18. Lin N. P., Chueh H.-E. Fuzzy Correlation Rules Mining // Proc. 6th WSEAS International Conference on Applied Computer Science. 2007. 19. Chueh H.-E. Mining target-oriented fuzzy correlation rules to optimize telecom service management // International Journal of Computer Science & Information Technology. 2011. Vol. 3, No.1. P. 74–83. 20. Furletti B., Gabrielli L., Renso C., Rinzivillo S. Analysis of GSM calls data for understanding user mobility behavior // IEEE Big Data International Conference. 2013. P. 550–555. 21. Wille R. Restructuring Lattice Theory: an Approach Based on Hierarchies of Concepts / Ed. by I. Rival // Ordered Sets. Dordrecht. Boston: Reidel, 1982. P. 445–470. 22. Ganter B., Wille R. Formal Concept Analysis: Mathematical Foundations. Heidelberg: Springer, 1999. 23. Borgelt C. Efficient Implementations of Apriori and Eclat // Proc. 1st IEEE ICDM Workshop on Frequent Item Set Mining Implementations. 2003. 24. Agrawal R., Srikant R. Fast Algorithms for Mining Association Rules in Large Databases // Proc. 20th International Conference on Very Large Data Bases. 1994. P. 487–499. ru_RU
dc.description.reference 1. Pal'chunov D. Lattices of Relatively Axiomatizable Classes // ICFCA 2007, Vol. LNAI 4390, 2007, p. 221–239. 2. Palchunov D. E. The solution of the problem of information retrieval based on ontologies // Bisnes-informatika, 2008, no. 1, p. 3–13 (in Russ.). 3. Palchunov D. E. Modeling of reasoning and formalization of reflection II: Ontologies and formalization of concepts // Filosofiya nauki, 2008, no. 2 (37), p. 62–99 (in Russ.). 4. Palchunov D. E. Virtual catalog: the ontology-based technology for information retrieval // Knowledge Processing and Data Analysis. LNAI 6581. Springer-Verlag Berlin Heidelberg. 2011, p. 164–183. 5. Palchunov D. E., Stepanov P. A. The use of model-theoretic methods for extracting ontological knowledge in the domain of information security // Programnaya ingeneriya, 2013, no. 11, p. 8–16. (in Russ.) 6. Makhasoeva O. G., Palchunov D. E. Semi-automatic methods of a construction of the atomic diagrams from natural language texts // Vestnik NSU, series: Informaсionnye tehnologii, 2014, vol. 12, no. 2, p. 64–73. (in Russ.) 7. Derevyanko D. V., Palchunov D. E. Formal methods of development of the questionanswering system on natural language // Vestnik NSU, series: Informaсionnye tehnologii, 2014, vol. 12, no. 3, p. 34–47 (in Russ.). 8. Naidanov C. A., Palchunov D. E., Sazonova P. A. Model-theoretic methods of integration of knowledge extracted from medical documents // Vestnik NSU Series: Information Technologies. 2015, vol. 13, Iss. 3, p. 29–41. ISSN 1818-7900. (in Russ.) 9. Palchunov D. E., Yakhyyayeva G. E., Yasinskaya O. V. Application of model-theoretic methods and ontological modeling to automate the diagnosis of diseases // Vestnik NSU Series: Information Technologies, 2015, vol. 13, Issue 3, p. 42–51. ISSN 1818-7900. (in Russ.) 10. Ustundag A., Bal M. Evaluating Market Basket Data with Formal Concept Analysis // Proc. Chaos, Complexity and Leadership, 2012. 11. Han J., Pregibon D., Mannila H., Kumar V., Altman R. B. Emerging scientific applications in data mining // Communications of the ACM – Evolving data mining into solutions for insights. 2002, vol. 45, no. 8, p. 54–58. 12. Surendiran R., Rajan K. P., Sathish Kumar M. Study on the Customer targeting using Association Rule Mining // International Journal on Computer Science and Engineering, 2010, vol. 2, no. 7, p. 2483–2484. 13. Han J., Pei J., Yin Y. Mining Frequent Patterns without Candidate Generation // Data Mining and Knowledge Discovery, 2004, vol. 8, no. 1, p. 53–87. 14. Pravin A. P., Aggarwal A. K. Associative Rule Mining of Mobile Data Services Usage for Preference Analysis, Personalization & Promotion // Proc. WSEAS. 2004. 15. Agrawal R., Imieliński T., Swami A. Mining association rules between sets of items in large databases // Proc. ACM SIGMOD International conference on Management of data. 1993, p. 207–216. 16. Bosc P., Pivert O., Prade H., On fuzzy association rules based on fuzzy cardinalities // Proc. The 10th IEEE International Conference. 2001, p. 461–464. 17. Chueh H.-E., Lin N. P., Jan N.-Y. Mining Target-oriented Fuzzy Correlation Rules // Proc. International Conference on Advances in Social. 2009. 18. Lin N. P., Chueh H.-E. Fuzzy Correlation Rules Mining // Proc. 6th WSEAS International Conference on Applied Computer Science. 2007. 19. Chueh H.-E. Mining target-oriented fuzzy correlation rules to optimize telecom service management // International Journal of Computer Science & Information Technology, 2011, vol. 3, no. 1, p. 74–83. 20. Furletti B., Gabrielli L., Renso C., Rinzivillo S. Analysis of GSM calls data for understanding user mobility behavior // IEEE Big Data International Conference. 2013, p. 550–555. 21. Wille R. Restructuring Lattice Theory: an Approach Based on Hierarchies of Concepts // Ordered Sets / Ed. by I. Rival. Dordrecht; Boston: Reidel. 1982. P. 445–470. 22. Ganter B., Wille R. Formal Concept Analysis: Mathematical Foundations // Heidelberg: Springer, 1999. 23. Borgelt C. Efficient Implementations of Apriori and Eclat // Proc. 1st IEEE ICDM Workshop on Frequent Item Set Mining Implementations. 2003. 24. Agrawal R., Srikant R. Fast Algorithms for Mining Association Rules in Large Databases // Proc. 20th International Conference on Very Large Data Bases, 1994, p. 487–499. en
dc.subject.udc 004.04
dc.relation.ispartofvolume 14
dc.relation.ispartofnumber 2
dc.relation.ispartofpages 5-16


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию